Суперкросс (Supercross) — как появился этот вид спорта
Суперкросс (Supercross). Он конечно считается не только самым захватывающим в мотоспорте, но и одним из самых захватывающих спортивных соревнований в целом! Но как вообще кому-то пришла в голову идея тащить 500 грузовиков грунта на стадион? Давайте посмотрим на рождение спорта, который мы все знаем и любим сегодня. Это История Суперкросса.
История возникновения Суперкросса
Большинство людей считают, что вся идея Supercross (мотокросс на стадионе) началась в 70-х годах. Ну технически первая мотогонка на стадионе была в Буффало в парижском пригороде Монруж, 28 августа 1948 года (хотя это была больше обычная гоночная трасса). Первая американская версия этого вида соревнований состоялась в 1971 году, на знаменитом международном спидвее Дейтона. Трасса была относительно небольшой, построенной на травянистой площадке между главной трибуной и пит-лейном.
Читайте так же: Путеводитель в мир эндуро и мотокросса для начинающих;
Гонка, которая ДЕЙСТВИТЕЛЬНО проложила путь к тому, что сейчас является современным Суперкроссом, была гонкой, проведенной в Лос-Анджелесском Мемориальном Колизее в 1972 году. Ее продвигал человек по имени Майк Гудвин (Mike Goodwin) (бывший промоутер рок-концертов, который обратил внимание на успех Daytona годом ранее ) и тогдашний президент AMA (Американская ассоциация мотоциклистов) Терри Тирнан (Terry Tiernan). Мероприятие было названо «Суперкубок мотокросса». Именно это и привело к появлению термина «суперкросс»! Благодаря интенсивному маркетингу мероприятие привлекло множество людей, в том числе таких знаменитостей, как Стив МакКуин (Steve McQueen).
Это также привлекло некоторые из лучших европейских мотоциклетных талантов, несмотря на то, что это было запланировано в разгар сезона Гран При. Звезды, такие как Торлиф Хансен (Thorlief Hansen) и Торстен Халлман (Torsten Hallman), приехали, чтобы соревноваться перед толпой в 30 000 человек. Такой посещаемости, никогда не было ни на одном мотоциклетном мероприятии в США. Местный 16-летний парень по имени Марти Трипес (Marty Tripes) завоевал звание первого в истории победителя Суперкросса. По сути, Майк Гудвин (Mike Goodwin) только что создал новый вид спорта.
Молодой Марти Трипес (Marty Tripes) на трассе. Первый в истории победитель Суперкросса.
И этот совершенно новый вид спорта быстро оброс популярностью. Гудвин быстро расширился на «Роуз Боул» (Rose Bowl) в Пасадене (Pasadena) и других городах, таких как Сан-Диего (San Diego) и Анахайм (Anaheim). Было несколько факторов, которые привели к огромной популярности в суперкроссе, и они вполне разумны в своем преимуществе по сравнению с традиционным мотокроссом.
Во-первых, в центре внимания этих мероприятий были в первую очередь развлечения. Гудвин нанял теперь уже легендарного Ларри Хаффмана «Супермаут» (Larry “Supermouth” Huffman — популярный на то время диктор и комментатор). Который обеспечивал не только развлечение и шумиху, но и делал понимание того, что происходит на гонках. Люди потянулись, ведь многие не хотели смотреть на грязные мотоциклы, которые просто разъезжали по кругу.
Суперкросс — не просто одноразовая вещь
Повтор «Суперкубка мотокросса», состоявшийся в следующем году, был встречен с еще большим успехом, чем первый, и привел к созданию чемпионата AMA по суперкроссу (AMA Supercross Championship).
Суперкросс начало:
Самый первый сезон AMA Supercross состоялся в 1974 году. Он состоял всего из 3 гонок: Дейтона, Хьюстон и Лос-Анджелес. Первым в истории чемпионом Суперкросса стал Пьер Карсмакерс (Pierre Karsmakers) из Нидерландов. Начиная с «Суперкубка мотокросса» и до 1975 года, соревнования по Суперкроссу имитировали структуру мотокросса того времени: формат с 3-гонки, где гонщик, набравший наибольшее количество очков, выиграл соревнование. Очки продолжительности сезона учитывались отдельно.
В 1976 году AMA решила переформатировать формат Суперкросса, переключившись с трех-гонок на систему из четырех гонок на 20 человек, двух полуфиналов, отборочного турнира с последним шансом и основного события. Как правило, это не устраивало райдеров, которые жаловались на новый формат. Заезды были переполнены, из 120 гонщиков зарегистрировавшихся для участия, пройти дальше могли только 80. Это привело к тому, что многим молодым перспективным гонщикам было отказано в участии. Дальше последовало сокращение числа заявок, что привело соответственно к сокращению гонок в суперкроссе до трех и, в конечном итоге, до двух заездов.
В свое время гонки AMA Supercross продвигали разные компании. Майк Гудвин на западе, Super Sports на востоке и Pace Motorsports на среднем западе / юго-западе. Это изменится с годами, но об этом позже.
Боб «Ураган» Ханна (Bob “Hurricane” Hannah), был первым настоящим «доминирующим» гонщиком в SX. Источник: racerxonline.com
Ранний Суперкросс не имел явно доминирующего гонщика. Первые три сезона каждый раз победители были разными. Ситуацию изменил Боб «Ураган» Ханна (Bob “Hurricane” Hannah). Выигрывая 3 титула чемпиона подряд. Есть веская причина, по которой Ханна — это общеизвестное имя для многих любителей внедорожной мототехники. Он считается первым в мире «доминирующим» гонщиком суперкросса и первой настоящей знаменитостью, появившейся в в этом виде спорта.
Суперкросс: 1980-е
Несмотря на последовательный рост в течение примерно первого десятилетия с момента его создания, современный график суперкросса с тех пор стал более сжатым. Расписание работало с февраля по ноябрь, причем оба сезона, мото и суперкросса — совпадали друг с другом. К тому времени, когда начался сезон 1986 года, график был сокращен с января по июнь. Сезон ”Мотокросса» начинается тогда, когда заканчивается Суперкросс, предотвращая слишком большое перекрытие.
Обязательно смотрите видео — Supercross Classics 1983 — Houston. Всего 7 минут.
В 80-х годах была попытка еще раз переформатировать Supercross. Они назвали это системой грунтовой-дороги. Идея состояла в том, чтобы разделить гонщиков на четыре гонки по 20 человек, при этом первая десятка каждой гонки двигалась дальше. Это было по вкусу фанатам, но презирали эту систему гонщики. Лучшие из лучших делали по 3 заезда за ночь. Такой формат длился всего один сезон.
Затем AMA переключился на текущий формат Supercross; два заезда на 20 человек, два полуфинала, LCQ и главное событие. Прошли те дни, когда сотни гонщиков, на строго 250-кубовых двухтактных мотоциклах спускались на стадион, чтобы пройти квалификацию. AMA, так же, сделали еще одно изменение.
В дополнение к 250 куб. см, создали региональный чемпионат East/West Regional Championships, для 125 кубатурных мотоциклов. Это сделало более доступным чемпионат, для молодых, неопытных райдеров. Появилась возможность проникнуть и молодежи на сцену SX. Знаменитые имена этой эпохи включают в себя известную конкуренцию Джеффа Уорда-Рика Джонсона (Jeff Ward-Rick Johnson) и Джефф Стэнтона (Jeff Stanton). Они также оставили свой след в истории Суперкросса.
Рик Джонсон (Rick Johnson) примерно 1985 год. Источник: racerxonline.com
Суперкросс: 1990-е (Эра McGrath)
Стэнтон (Stanton) становится вторым в истории трехкратным победителем в 1992 году. Возможно он бы и дальше оставался на вершине, но молодой перспективный гонщик по имени Джереми Макграт (Jeremy McGrath ) собирался навсегда изменить данный вид спорта.
Имеющий только BMX-ориентированный опыт, МакГрат (McGrath) не садился на мотоцикл до 14 лет. Его доминирование частично было связано с его дисциплиной в велосипедах формата BMX. В которой использовалась техника, позволяющая ему быть ниже, эффективнее прижиматься к мотоциклу. Что давало ему огромное преимущество в скорости. Насколько доминирующим был МакГрат? Вот небольшой список того, насколько сильно доминировал этот парень:
Легенда суперкросса — Джереми МакГрат (Jeremy McGrath).
- AMA 125cc Western SX Championship: 1991, 1992
- 250cc AMA Supercross Championship: 1993, 1994, 1995, 1996, 1998, 1999, и 2000
- 250cc AMA National Motocross Championship: 1995
- FIM World SX Championships: 2
- US Motocross des Nations Team: 1993, 1996
Так что да, мир MX / SX в 90-х годах принадлежал Джереми МакГрату.
Формат серии также продолжал развиваться, примерно так же, как сегодня. Сезон немного сместился в сторону его нынешнего состояния, начиная с начала января и заканчивая в начале-середине мая, и по субботам гонки проводятся еженедельно, за исключением пасхальных выходных. Сезон всегда начинается в районе Лос-Анджелеса и заканчивается финальной гонкой в начале мая в Лас-Вегасе. Эта гонка в Вегасе также служит началом мотокросса или сезона «на открытом воздухе».
Частично это произошло из-за смены рекламодателя в течение этого десятилетия. После партнерства с Майком Гудвином, Микки Томпсон (глава MTEG, промоутеры западного побережья) и Super Sports (восточные промоутеры) обанкротились. Они были проданы Pace, в то время автономному промоутеру AMA Supercross. В 1998 году Pace была куплена компанией под названием SFX Entertainment. Впоследствии он был куплен Clear Channel в 2000 году.
Суперкросс в 21 веке: 2000-2010
Человек/миф/легенда — Рики Кармайл (Ricky Carmichael). Источник: racerxonline.com
Так же, как МакГрат (McGrath) был ярким маяком мото и суперкросса 90-х, Рики Кармайл (Ricky Carmichael) почти так же основательно доминировал в нулевых с его превосходным мастерством. Доминируя в обеих дисциплинах, Кармайкл был 7-кратным чемпионом АМА по мотокроссу и 5-кратным чемпионом АМА по суперкроссу. Таким образом, он закрепил свое место среди величайших гонщиков на мотоциклах всех времен. Кармайкл набрал 150 карьерных побед AMA, легко затмив 89 своих предшественников GOAT МакГрата.
За это время в спорте произошло немало изменений. Clear Channel, который управлял SX-шоу в течение первой половины десятилетия, раскололся. В 2005 году, их подразделение Live Events стало (как некоторые из вас могут узнать) Live Nation. Три года спустя они продадут свое подразделение автоспорта компании Feld Entertainment, которая в настоящее время продвигает этот вид спорта.
В это десятилетие также произошла смерть двухтактных двигателей. В 2006 году AMA заменила двухтактный двигатель объемом 125 куб. См на класс 250 куб. См. Двухтактный двигатель объемом 250 куб. См стал 450 куб. Все мотоциклы стали 4-тактными, что стало толчком для заводских гоночных команд для демонстрации их последних и величайших изобретений. С 2007 по 2012 годы FELD Entertainment принял классификацию в стиле формулы: 450-е классифицируются как «Supercross», а 250-ые — «Supercross Lites».
Суперкросс: 2010-2020 и взгляд в ближайшее будущее
За это время FELD Entertainment внес несколько изменений и дополнений в сезон SX. Завершением сезона является финальная гонка Monster Energy Cup. Эта гонка в формате 3-мото проходит на стадионе Сэма Бойда (Sam Boyd) в Лас-Вегасе, штат Невада. Райан Виллопото (Ryan Villopoto) доминировал на инаугурационном кубке в 2011 году, заняв 1-е место во всех 3 гонках. В том же году начались сезонные встречи между Востоком и Западом для класса 250, в котором победители обоих регионов были определены в одном турнире. С 2018 года этот формат был перенесен, чтобы проводить его в середине сезона в раунде Индианаполиса.
В 2012 году Feld вернулся к традиционной терминологии, назвав «450cc» и «250cc» подразделением SX, а не «Supercross» и «Supercross Lites». В том же году они также установили, что гонщик, занявший первое место в зачете очков серии, будет использовать красный номерной знак в следующем турнире.
С 2018 года в каждом сезоне было проведено три гонки “Triple Crown”. Эти гонки проводятся в формате старой трех-моторной системы, которая часто считается более сложной, чем обычная гонка. Гонщик, занявший лучшее место в течение трех соревнований, выигрывает «Triple Crown Cup». Это событие учитывается вне общего сезона. (Эли Томак (Eli Tomac) был первым победителем “Triple Crown”).
В последнее десятилетие такие гонщики, как Райан Виллопото (Ryan Villopoto), Райан Данджи (Ryan Dungey), Купер Уэбб (Cooper Webb), Эли Томак (Eli Tomac) и Кен Рочен (Ken Roczen), стали известными, и некоторые из них продолжают и в 2020 году конкурировать с молодежью.
Взгляд в будущее:
Суперкросс и мотокросс, так же популяризируются как и раньше. Свежая кровь, как Аарон Плессинджер (Aaron Plessinger), Дилан Феррандис (Dylan Ferrandis) и Адам Чианчируло (Adam Ciancirulo), взяли факел, ведя этот спорт к светлому будущему с перспективой взрывного таланта и потенциала.
Тем самым они приводят все больше фанатов и посещений. В прошлом году (2019) NBC Sports Group подписала многолетний контракт с Feld на трансляцию гонок, заездов и LCQ. Это долгожданное изменение с Fox Sports на NBC Sports Network. (Fox часто приходилось перетасовывать события Supercross вокруг своего другого основного вида спорта, UFC). Это переносит все события SX в основное сетевое вещание (по сравнению с FS2) и предоставляет увеличенный охват.
Будущее Суперкросса никогда не выглядело ярче чем сейчас!
Supercross — Моменты сезона 2020. Обязательно посмотрите, видео всего 9 минут.
С множеством молодых талантов, захватывающими недавними гоночными изменениями / дополнениями и новой выделенной вещательной сетью, будущее Supercross никогда не выглядело лучше. Будущее есть у Суперкросса!
Эндуро 2022 — утвержден календарь чемпионата мира по хард-эндуро FIM на этот год
К чемпионату мира по хард-эндуро 2022 FIM все готово: на этот год запланировано восемь этапов чемпионата, включая три новых места проведения и...
Эндуро резина — Топ 7 лучших шин в 2020 году
Если взять такие вещи, как мотоциклетные рюкзаки, он в принципе не влияет на производительность двухколесного транспортного средства. А вот эндуро...
Соревнования эндуро WESS — расписание на сезон 2020
WESS Enduro World Championship - захватывающие многопрофильные соревнования эндуро для профессионалов и любителей, проводимый WESS Promotion GmbH....
Интересная история суперкросса. Я люблю наблюдать за такими вещами. Дух захватывает, адреналин, эмоции, ну и опасно, конечно. На грани!!!
Читала вашу статью и вспомнила своего одноклассника, с которым в молодости гуляла. Боже! Как он любил мотоспорт. Теперь бы я смогла поддержать беседу о суперкроссе.
Захватывающая, интересная история , очень яркие , атмосферные фото. Вызывают интерес и эмоции даже у меня. Муж любит данный вид спорта.
Читала вашу стью и вспоминала свою молодость. Обожаю мото спорт.
В этом году, внук на байк меня раскрутил. Любитель он этого дела. Дал ему почитать Вашу статью, еще больше загорелся.
Если с головой будет ездить, то все будет хорошо. Дайте ему еще почитать статью https://hobbitan.ru/detskij-motokross-33-prichiny/ Думаю и вам будет полезно.